Дисперсия
Покер является игрой статистического распределения, а это значит, что каждая рука, которую мы разыгрываем, находится во власти вероятности. Наша же цель должна состоять в том, чтобы склонять эту вероятность в свою пользу, а не в сторону наших оппонентов.
Тем не менее всегда существует определенный шанс на то, что мы примем неверное решение и выиграем, и наоборот: примем прибыльное решение, но, к сожалению, проиграем. Также не исключено, что подобное будет происходить с нами на протяжении определенного временного отрезка. Подобное стечение обстоятельств и называется дисперсией.
Дисперсия в покере – это череда апсвингов (подъемов) и даунсвингов (спадов) или, говоря иначе, последовательность отрицательных и положительных отклонений в игровых результатах.
Если говорить более научно, то дисперсия в покере отображает разницу между индивидуальными результатами в краткосрочной перспективе и усредненными значениями результатов, которые мы ожидаем наблюдать на длительной дистанции.
Зачастую, говоря о дисперсии в покере, большинство игроков подразумевает под этим термином негативную, отрицательную дисперсию, что означает, что на протяжении длительного времени они проигрывают с руками, которые являлись огромными фаворитами на выигрыш банка. В такие периоды игроки попросту забывают о влияние и положительной дисперсии на их суммарный винрейт.
Положительную дисперсию также называют “режимом бога” (God Mode). Такая дисперсия может проявляться по-разному: к примеру, игрок может получать премиум комбинации значительно чаще, чем должен; или же его дро будут доезжать с большей частотой, чем им следует. Разумеется, в такие периоды положительная дисперсия оказывает существенное влияние на винрейт игрока, что и приводит к апсвингу.
Испытание дисперсией
Все игроки подвержены влиянию как отрицательной, так и положительной дисперсии. Лучшие кэш-игроки под влиянием негативной дисперсии могут ожидать потенциальную потерю в 10 бай-инов, однако, не будет удивительным, если проигрыши приведут к потери 20-30 бай-инов тогда, когда происки дисперсии окажутся чересчур жестокими.
Следует понимать, что все это абсолютно естественно, и компетентные игроки всегда должны быть готовы к такому раскладу событий: чем большую дистанцию вы наигрываете, тем ниже вероятность того, что даунсвинг обойдет вас стороной.
Продолжительность дисперсии носит хаотичный характер. Иногда отрицательная дисперсия может длиться всего лишь пару тысяч рук после чего все возвращается на свои места, в другие же моменты игрок может терпеть убытки на протяжении и 100 тысяч раздач. Положительная же дисперсия обычно не длиться более 10000 рук, однако, в такие моменты игрок, как говорится “разрывает лимит”, а его винрейт за данный отрезок достигает 30+bb/100.
Итак, когда мы размышляем о дисперсии в покере, мы должны акцентировать внимание не только на сессиях, в которых происходили одни кулеры и переезды не в нашу сторону, но и на особо удачных сессиях, когда мы играли в “режиме бога”.
Понимание сути дисперсии
Просчитаем возможную дисперсию на примере подбрасывания монеты. Подбрасывая монету, мы ожидаем в 50% случаев увидеть “орла” и в 50% случаев – “решку”. Предположим, вы заключили пари, по условиям которого каждый раз, когда выпадает “решка” вы выигрываете $2, а когда выпадает “орел”, вы проигрываете $1,5. Количество бросков равно пятидесяти.
Теперь мы можем вычислить EV такого пари: (50% выигрышей * $2) – (50% проигрышей * $1,5) = $1 – $0,75 = $0,25 чистой прибыли за каждое подбрасывание. Так как ваша ожидаемая прибыль от такого пари составляет +$0,25 за каждое подбрасывание, то за 50 бросков вы можете ожидать заработать: 50*$0,25=$12,5.
Воспользуемся следующим ресурсом для проверки посредством виртуального флиппера того, какой процент выпадения “орлов”/”решек” мы можем получить в ходе нашего пари. Разделим наши подбрасывания на 5 частей по 10 коинфлипов.
Подбрасывания | Орел | Решка | Выигрыш |
1-10 | 5 | 5 | $2,50 |
11-20 | 4 | 6 | $6,00 |
21-30 | 4 | 6 | $6,00 |
31-40 | 6 | 4 | -$1,00 |
41-50 | 2 | 8 | $13,00 |
Итого | 21 (42%) | 29 (58%) | $26,50 |
Итак, мы видим, что ввиду краткосрочной положительной дисперсии мы выиграли на 14 долларов больше, чем ожидали. В нашем случае “решка” выпадала в 58% случаев, и такой результат мы можем считать краткосрочной положительной дисперсией, основанной лишь на везении.
Однако каким образом будут обстоять дела в долгосрочной перспективе? Для это следует воспользоваться более крупным размером выборки:
Подбрасывания | Орел | Решка |
500 | 261 (52,2%) | 239 (47,8%) |
1000 | 473 (47,3%) | 527 (52,7%) |
2000 | 979 (48,9%) | 1021 (51,1%) |
3000 | 1515 (50,5%) | 1485 (49,55%) |
4000 | 1988 (49,7%) | 2012 (50,3%) |
5000 | 2487 (49,8%) | 2513 (50,2%) |
После 2000 подбрасываний мы все еще можем наблюдать небольшую дисперсию, однако, уже после 3000 коинфлипов результаты довольно близки к 50/50. Исходя из этого мы можем сделать вывод, что по мере увеличения размера выборки влияние дисперсии минимизируется.
Как бороться с негативной дисперсией?
Оказавшись в эпицентре дисперсии довольно сложно держать себя в руках. Более того, вы можете начать считать себя абсолютно некомпетентным игроком, который неспособен зарабатывать покером. В такие периоды вы должны “держать удар” и делать все возможное, чтобы уменьшить дисперсию: воздерживаться от маргинальных пушей с дро, избегать частых коинфлипов, сохранять эмоциональный рассудок.
Проигрыши под воздействием негативных эмоций и тильта довольно сильно распространены среди игроков, которые столкнулись с даунсвингом. Разумеется, игра в тильте лишь усугубляет последствия дисперсии и саму дисперсию, что рождает собой замкнутый круг.
Лучшее, что вы можете сделать в моменты, когда вы полностью разочарованы в игре, это завершить сессию и заняться чем-то другим. Не позволяйте себе терять деньги по причине тильта тогда, когда вы и так теряете их ввиду негативной дисперсии.
Более того, важно понимать, что мы можем минимизировать вероятность наступления тильта, если примем дисперсию как нечто неизбежное и само собой разумеющееся. Не забывайте, что дисперсия является важнейшей составляющей игры: в краткосрочной перспективе элемент везения может вызывать как положительную, так и отрицательную дисперсию, однако на длинной дистанции влияние удачи сводится к минимуму.
В долгосрочной перспективе мастерство всегда побеждает удачу!
Также нам следует не полагаться на результаты каких-либо конкретных сессий, так как все краткосрочные итоги обусловлены фактором дисперсии. Время от времени фиши будут переезжать нас, в другие моменты – мы будем играть с заоблачным винрейтом, поэтому вместо того, чтобы зацикливаться на сиюминутных результатах, сфокусируйтесь на +EV решениях, которые принесут вам прибыль в долгосрочной перспективе.Всегда помните, что:
- Элемент везения является причиной краткосрочной дисперсии в покере.
- При небольшой выборке влияние дисперсии становится более значимым: вы будете испытывать множество апсвингов и даунсвингов.
- Дисперсия сводится к минимуму на больших выборках.
- Минусовая игра на коротких дистанциях не обязательно означает, что вы играете плохо.
- Плюсовая игра на коротких дистанциях не обязательно означает, что вы играете хорошо.
- Никогда не ориентируйтесь на краткосрочные результаты и примите дисперсию как неотъемлемую часть игрового процесса.