Быть в позиции (IP) – означает, что мы можем действовать последними на каждой улице. Это в свою очередь позволяет нам видеть, что делает наш соперник, прежде чем нам придется действовать. Противоположным сценарием является игра вне позиции (OOP). Будучи вне позиции, мы вынуждены действовать первыми в каждом раунде торгов.
Из этого становится ясно, что игра вне позиции – это огромный стратегический недостаток, поскольку наш соперник будет всегда действовать после нас. Для начинающего игрока этот расклад может показаться несущественным, однако позиция предоставляет игроку следующие два основных преимущества:
- Игрок в позиции получает возможность более эффективно контролировать размер банка. В каждом раунде торгов он может выбирать, закрывать ли ему торговлю или вкладывать в банк дополнительные фишки;
- Игрок в позиции получает информационное преимущество. Видя, что делает наш соперник без позиции, мы можем использовать эту информацию, чтобы принять более обоснованное решение относительно лучшей линии игры.
В идеальном мире мы могли бы стараться совсем не играть без позиции, но в реальности это не так просто. Если бы мы фолдили свои карты каждый раз, когда находились бы OOP, мы бы никогда не стали победителями. Дело в том, что при таком подходе мы бы следовали слишком тайтовой стратегии, которая не могла бы обеспечить нас прибылью в современных покерных реалиях. Другими словами, розыгрыш определенного количества рук вне позиции является обязательным условием хорошего винрейта.
Итак, как мы можем сделать нашу игру вне позиции более грамотной?
1. Избегайте злоупотребления агрессией и играйте более тайтово на постфлопе
Один из самых больших ликов вне позиции – слишком агрессивные конт-беты. На самом деле, множество игроков придерживается одной и той же стратегии продолженных ставок вне зависимости от того, в позиции они играют или без нее. Это ошибка.
Хотя конт-беты с частотой в районе 65% могут быть корректной игрой в позиции, без позиции такая игра вряд ли будет правильной. Высокочастотные конт-беты вне позиции делают вас легкой мишенью для эксплуатации в глазах внимательных игроков. В современных реалиях хорошие игроки конт-бетят вне позиции в районе 30-35% флопов, а порой даже и меньше.
Некоторые стратегические ресурсы советуют игрокам играть тайтово на блайндах против опен-рейза, но это плохой совет, особенно если речь идет о защите BB. На самом деле, BB – это позиция, на которой опытные игроки NLHE коллируют больше всего по сравнению с любой другой позицией за столом. Здесь мы ведем к тому, что тайтово на BB мы должны играть не на префлопе, а на постфлопе. Это означает, что мы чаще будет фолдить на конт-беты, будучи вне позиции, нежели в позиции.
2. Изучайте основы игры в роли колд-коллера
Изучение стратегий розыгрыша рук в качестве колд-коллера займет некоторое время, но это того стоит. Мы точно должны знать, какие руки мы чек/рейзим, чек/коллим и чек/фолдим на флопе. В качестве грубого ориентира, на флопе, даже вне позиции, редко бывает правильным сфолдить любую пару, дро или приличное бэкдорное дро. Что касается чек-рейза, то так поступать на флопе мы должны с двумя парами+ на вэлью, балансируя этот спектр за счет чек-рейза с хорошими полублефами (будь то приличные дро или бэкдорные дро).
Руки средней силы (пары) обычно должны разыгрываться через колл на флопе с целью повторного чека на терне. В случае столкновения с баррелем на терне следует защищать лучшие вторые пары+.
В большинстве покерных игр нам следует коллировать баррель на ривере только с двумя парами+, но против сильных игроков наш спектр колла на ривере также должен включать несколько однопарных блеф-кетчеров.
3. Защищайте свой спектр чека в качестве префлоп-рейзера
Часто говорят, что защита спектра чека вне позиции в качестве префлоп-агрессора (PFR), является второй самой сложной областью NLHE (первая – бет-сайзинг). Мы уже говорили, что среднестатистический игрок слишком часто конт-бетит без позиции, но это не означает, что мы должны играть чек/фолд с высокой частотой.
Важно иметь как диапазон чек/колла, так и спектр чек/рейза, когда мы пропускаем наш конт-бет без позиции в качестве префлоп-агрессора. Многие игроки никогда не совершают чек/рейз в этом сценарии и после чека играют фолд с высокой частотой. Быстрый способ улучшить свою игру вне позиции в качестве префлоп-агрессора – это понять, какие руки должны чекать с намерением защищаться, а не ставить конт-бет.
В качестве приблизительного ориентира, любую слабо уязвимую готовую руку, которая недостойна трех улиц вэлью, чаще следует рассматривать как чек/колл, нежели чек/рейз. Например:
Рука: K♥ T♣
Флоп: K♠ 7♦ 2♥
Ввиду того, что текстура борда является сухой, маловероятно, что наш оппонент перетянет нас, поэтому мы можем не опасаться того, что мы дадим ему бесплатную карту. Следовательно, это отличный спот для чек/колла вместо конт-бета в качестве префлоп-агрессора. Если наш соперник чекает бихайд, то мы просто можем ставить на вэлью на терне и ривере.
4. Используйте творческие линии
Существуют некоторые линии, о которых среднестатистический игрок никогда не подумает. То есть, он не станет рассматривать эти линии, даже если одна из них в подавляющем большинстве случаев будет являться лучшей.
Одним из примеров таких линий является донк-беттинг. Само собой, мы не предлагаем вам очень агрессивно донк-бетить на флопе и терне, но если мы никогда не используем этот прием, то, скорее всего, мы упускаем некоторые возможности для эксплуатации наших оппонентов.
Представьте себе следующую руку:
Доска: T♥ 8♥ 5♣ Q♣
Рука: Q♠ T♠
Мы сделали колл на префлопе на BB, а затем сыграли чек/колл на флопе против конт-бета оппонента. Обычным вариантом на терне будет повторный чек, однако мы знаем, что наш соперник ставит на терне лишь в 20% ситуаций. Проблема чека на терне против этого игрока заключается в том, что на наш чек оппонент, скорее всего, ответит чеком, что приведет к тому, что мы упустим вэлью.
Кроме того, текстура борда является очень мокрой, поэтому это точно не та ситуация, когда мы не против дать сопернику бесплатную карту. Обратите внимание, что любой J или 9 на ривере особенно опасны для нас. Мы также не очень рады видеть черву, трефу, K, A, 6, 7, 8 и 5.
Учитывая то, что в колоде много ужасных карт для нашей руки, а наш оппонент часто будет чекать на терне, донк-бет в этой ситуации обретает смысл. Само собой, здесь мы не говорили о динамике, бет-сайзинге, глубине стеков и многом другом, но вы, несомненно, уловили суть этого примера.
Овербет на терне после того, как соперник сделал чек бихайнд на флопе, является еще одной мощной линией, которая редко используется среднестатистическим игроком.
5. Учитывайте SPR и глубину эффективного стека
Понимание некоторых основных стратегических постфлоп-принципов позволяет нам сформировать лучшую стратегию для игры на префлопе.
Имейте в виду то, что от высокого значения SPR и глубокого эффективного стека больше выгоды извлекает игрок в позиции.
Мы не всегда можем контролировать размер эффективного стека на префлопе, но у нас есть некоторая степень контроля благодаря концепции соотношения стека к поту (SPR). В ситуациях, когда мы сталкиваемся с 3-бетом на префлопе, мы должны быть более склонны к 4-бету (по сравнению с коллом) при игре OOP и более склонны к коллу (по сравнению с 4-бетом) при игре IP.
Причина этого проста. Когда мы делаем колл против 3-бета, мы играем на постфлопе с более высоким значением SPR (чем в ситуации, когда мы 4-бетим), что выгоднее игроку в позиции. Другими словами, мы хотим коллировать 3-беты, будучи в позиции, поскольку это позволяет нам полностью использовать наше позиционное преимущество.
И наоборот, мы хотим 4-бетить чаще, когда мы находимся вне позиции, потому что это уменьшает позиционное преимущество нашего оппонента за счет снижения значения SPR.
Заключение
Игра вне позиции, безусловно, является сложной областью NLHE. Потребуется потратить приличное количество времени на изучение игры вне позиции, чтобы стать мастером в этом аспекте покера.
Приведенные выше 5 советов обеспечат вам отличную отправную точку в вашем дальнейшем изучении игры вне позиции. К тому же, эти советы были подобраны так, чтобы вы могли увидеть распространенные лики, возникающие у игроков при игре OOP.